Поставить на «зеленый путь»

Лабораториями АО «АлЭС» ведется экологический мониторинг - но еще ни разу, превышения предельно допустимой концентрации в приземном слое атмосферного воздуха не отмечено

Поставить на «зеленый путь»

Прошедшие в апреле публичные слушания компании «АлЭС» были посвящены не только результатам производственной деятельности, тарифообразованию, финансовыми показателям, но и экологическим вопросам.

Смог стал характерной чертой Алматы. И вряд ли может радовать горожан то, что по этой характеристике город стал «побратимом» Москвы, Пекина или Токио. Энергетики, как и все алматинцы живут в городе, растят, так же, как и все детей, и хотят дышать чистым воздухом и быть здоровыми, подчеркивают в АлЭС, и не меньше других заинтересованы в экологической безопасности родного края.

…Конечно, в идеале бы было закрыть все ТЭЦ до единой и жить при свечах. А там глядишь, альтернативная энергетика полностью восполнит потерянные при этом объемы энергии. Но на практике решается все не так скоро, это понятно всем. Никто не хочет отказываться от благ и комфорта цивилизации: света, тепла, освещенных улиц, любимых телевизоров и бытовой техники.

И от автомобилей, число которых в городе по статистике, осенью прошлого года превышало 850 тысяч единиц. То есть, на двух горожан приходится один автомобиль. По данным «Комплексной программы акимата города на 2009-2018 годы», на долю транспорта приходится 80% загрязнений воздуха. 20% - это все оставшиеся стационарные источники предприятий, в том числе ТЭЦ-2. Парадокс в том, что именно крупные компании, подпадающие под регулирование, жесткий контроль, волну критики, более законопослушны, чем наши автомобилисты.

Экологическую законопослушность энергетики показали на общественных слушаниях в АО «АлЭС», которые прошли в апреле. Руководство компании с цифрами, фотографиями, графиками, рассказало о том, что было сделано для снижения воздействия на окружающую среду.

Пошагово реализуемая природоохранная программа, контролируемая не только общественностью, но государством и экологами, уже приносит результаты. Так, отмечалось на общественных слушаниях, сумма затрат на природоохранные проекты компании в 2009-2015 годы составила 22,3 млрд тенге. Инвестиции позволили сократить вредные выбросы в атмосферный воздух за этот период на 25 тысяч тонн или на 37%. Если просто перечислять цифры, объекты, агрегаты, то, наверное, представление об объемах проводимой работы может сложиться лишь у специалистов. Для журналистов компания постоянно организовывает пресс - туры на модернизируемые объекты. И это не просто демонстрация политики открытости, а желание показать наглядно, что сделано за счет инвестиций. Неподдельный интерес журналистов вызвала поездка прошлой осенью на ТЭЦ-1, которая отмечала свой юбилей - 80-летие работы. Сейчас АО «АлЭС» переносит производственную нагрузку с этой станции на ТЭЦ-2.

Горожане уже привыкли к тому, что ТЭЦ-1, находясь в черте города, не портит воздух и небо. Произошло это благодаря переводу на газовое топливо, ТЭЦ-1 первая, которую энергетики поставили на «зеленый» путь. Теперь ТЭЦ-1 вырабатывает и отпускает в среднем 350 гигокалоррий в час тепла – его достаточно для обогрева 70 000 квартир, и 90 МВт электрической энергии, достаточной для 18 тысяч семей. При этом над трубой - чистое небо.

Опыт снижения нагрузки на ТЭЦ-1 - это один из примеров рачительного подхода к энергетике. Наряду с другими объектами станции в тот осенний пресс-тур нам продемонстрировали соединительную тепломагистраль между двумя городскими ТЭЦ.

– Это одновременно и экологически, и экономически обоснованный проект, – показывая пункт приема тепла с ТЭЦ-2, – рассказал нам управляющий директор алматинской ТЭЦ-1 Исахан Сыргабаев. - Здесь принимается и хранится в четырех огромных емкостях 20 тысяч кубов горячей воды, которая затем распределяется по городским объектам в зоне ответственности нашей станции. ТЭЦ-2 находится на окраине города, на расстоянииоколо 17 км. Она работает на дешевом экибастузском угле. Соответственно, себестоимость нагрева воды ниже. Получая воду в достаточных объемах, ТЭЦ-1 стала сжигать значительно меньше топлива. То есть, выбросы в черте города снижены до минимума, и при этом есть ощутимая экономия в деньгах. Есть и еще один плюс: современные технологии позволяют минимизировать потери тепла при транспортировке горячей воды.

После 2020 года по стратегии развития Алматинской ТЭЦ-1 планируется строительство газотурбинной установки. Замена оборудования полностью исключит использование угля на этой станции. Соответственно снизится и объем сжигаемого угля на ТЭЦ-1, а значит и экологическая нагрузка на город.

С 2007 года на ТЭЦ-2, благодаря значительным инвестициям и жесткому контролю экологов, была проведена реконструкция золоулавливающих устройств с установкой батарейных эмульгаторов нового поколения на всех котельных агрегатах, модернизированы горелочные устройства.

– Для соблюдения требований экологического законодательства Республики Казахстан АО «АлЭС» выполнило ряд природоохранных мероприятий, – доложил на слушаниях Председатель Правления Нурлан Мухамед-Рахимов. – Реконструкция золоулавливающих устройств с установкой эмульгаторов нового поколения на всех котельных агрегатах ТЭЦ-2 повысила степень очистки до 99,5%. Это позволило снизить выбросы золы с 10,9 тысяч тонн до 5,1 тысячи тонн в сравнении с первоначальным периодом. Динамика контроля выбросов от ТЭЦ-2 также показывает устойчивое снижение выбросов пыли, за счет внедрения золоуловительных установок – эмульгаторов. Благодаря внедрению низкоэмиссионных горелок для подавления окислов азота, выбросы снизились на 200 тонн по сравнению с первоначальным периодом.

Говоря о выбросах вредных веществ на тепловых станциях нередко задают вопрос о наличии в них вредного формальдегида. В дымовых газах ТЭЦ-2 его нет, и быть не может, поясняют в АлЭС. Сравнение потребителями карагандинского и экибастузского угля удивляет специалистов.

– В 1990-е годы компании не могли обеспечить ТЭЦ-2 карагандинским промпродуктом в достаточном объеме, поэтому было принято решение о переводе станции на экибастузский уголь, - поясняют в компании. – Причем калорийность экибастузского даже выше, чем у промпродукта, а цена значительно ниже. А это значит, что если мы сожгли 2,2 млн тонн экибастузского угля, то промпродукта необходимо было бы сжечь около 2,5 млн тонн. Экибастузский уголь – это самое дешевое и эффективное топливо отечественного производства, которое позволяет сдерживать тарифы на тепловую и электрическую энергию. Кстати, почти 75 % электрической энергии в стране вырабатывают именно на угле экибастузского бассейна.

Энергетики подчеркивают, что контроль за выбросами, соблюдение компанией экологических норм производится государственными контролирующими органами строго по графику. В том числе и с учетом выполнения своей части обязательств по реализации «Комплексной программы по снижению загрязнения окружающей среды Алматы на 2009-2018 годы». Для постоянного контроля за окружающей средой ежеквартально специализированными организациями проводится производственный экологический контроль. Лабораториями АО «АлЭС» ведется экологический мониторинг - но еще ни разу, превышения предельно допустимой концентрации в приземном слое атмосферного воздуха не отмечено. Отсутствие у АО «АлЭС» проблемных вопросов, связанных с управлением в области загрязнения атмосферного воздуха, подтверждается и в приложении к письму Управления энергетики и коммунального хозяйства города Алматы от 12 октября 2015 года.

– Мы прекрасно понимаем, что в вопросах экологической безопасности мы прошли лишь часть пути, – комментирует нашей газете проделанную работу заместитель Председателя Правления по производству – главный инженер Газий Исмухамбетов. – Но нужно также понимать, что не все вопросы можно решать форсированно. Нам необходимо учитывать такие факторы, как наличие средств, необходимость выполнения производственных задач. Компания обеспечивает 70% электро и теплоснабжения города Алматы и Алматинского региона области. Поэтому понятно, что модернизацию, переоснащение мы можем вести, не нарушая взятые обязательства по выработке и поставке своей продукции потребителям, не нарушая графика.

Нередко общественность затевает дискуссии на предмет того, какое топливо безопаснее, эффективнее и почему бы энергетикам не перейти на тот или иной его вид. Зачатую приводятся примеры станций экологически чистых, работающих на Западе. К этим дискуссиям энергетики прислушиваются. Соглашаясь с обществом в том, что экологическая нагрузка на окружающую среду от любой деятельности должна быть минимальной, аргументировано отвечают, дело не всегда в топливе. Ответ кроется в технологиях.

– По программе «Болашак» я проходил обучение в Германии, где нам демонстрировали новые технологии и оборудование, – рассказывает начальник технического управления АО «АлЭС» Кайнарбек Керимкулов. – Мы посещали различные электростанции. В том числе и угольные ТЭС. Там меня впечатлила картина в цехах. Станция несла полную нагрузку в 1 200 МВт, но было такое ощущение, что она не работает - из дымовой трубы не было видно дыма. С точки зрения экологии эта угольная станция была абсолютно безопасной.

Казахстан, в силу своих природных богатств, теоретически мог бы позволить себе любой вид топлива и любой тип энергетики, но тогда возникает вопрос - кто это будет оплачивать?

Второй путь – переоборудование станций с одного вида топлива на другое специалисты принимают с осторожностью. По затратам это может быть сопоставимо со строительством новой станции, и не всегда оправдано с точки зрения безопасности.

Это к вопросу о переводе на газ крупнейшей в городе ТЭЦ-2. Принять такое решение возможно, но какой ценой и с каким результатом? На эту реконструкцию потребуется почти 11 лет и капиталовложения в объеме 43 млрд тенге с вероятным ростом к действующим тарифам в 2 раза.

– Мы придерживаемся политики разумных компромиссов,- рассказывает нашей газете заместитель Председателя Правления по производству – главный инженер Газий Исмухамбетов. – Мы уже многое сделали за прошедшие 5 лет. Так, уже увеличена доля сжигаемого газа в топливном балансе АО «АлЭС». Нами ведется и поиск альтернативных источников сжигаемого топлива с улучшенными характеристиками. Например, в 2015 году проведено опытное сжигание обогащенного экибастузского угля на ТЭЦ-2. То есть, мы ищем рациональное решение вопроса, которое позволяет решать задачи и производственные, и экологические. Нами сделаны расчеты, которые показали, что переход на обогащенный экибастузский уголь потребует меньше двух лет, а затраты составят 1,5 млрд тенге. Есть расчеты и перехода на малозольные угли, хотя цена вопроса там значительно выше.

Но если ставить вопрос только так – «газ и ничего больше», то для основной станции города ТЭЦ-2, такая постановка вопроса неприемлема. Во-первых, перевести ТЭЦ-2 на природный газ невозможно технически. Это мнение экспертов-энергетиков, специалистов проектных институтов. И даже если допустить теоретически, то финансовые расчеты показывают огромные, непосильные для компании затраты. Кто их должен нести? Государство, население? На этот вопрос ответа нет не только у сторонников газовой модернизации.

– Даже если мы привлечем банковский кредит, его нужно обслуживать, компенсировать такие затраты можно только через повышение тарифов, - продолжает Газий Исмухамбетов. – Согласятся ли жители Алматы оплачивать за газ в два-три раза дороже, чем за уголь и платить за тепло и электроэнергию по высоким тарифам? Понятно, что в один момент проблемы экологии не решаются. Для компании первоочередной задачей является обеспечение города светом и теплом. Но при этом нами предпринимаются все возможные меры по снижению вредного воздействия. Думаю, что показатели, которые официально фиксируются государственными органами, контролируются общественностью, это красноречиво подтверждают.

 Алевтина Донских, Алматы, ales.kz

2016.05.24
2016.05.24

Разработано в Webmarka

  • Қаз
  • Рус
  • Eng